Актуальное интервью
Начавшаяся реформа здравоохранения, призванная коренным образом решать проблемы отрасли, на данном этапе напоминает капитальный ремонт в квартире: на привычных местах удобств и комфорта уже нет, а к новым условиям пока не адаптировались. Пожалуй, наибольшая путаница в умах и представлениях населения – в отношении самой востребованной службы отрасли. Речь идет о структуре, призванной оказывать срочную неотложную медицинскую помощь в экстремальных ситуациях. Раньше она так и называлась: «скорая помощь». А сейчас? Беседуем с заведующим подстанцией №19 центра экстренной медицинской помощи М.М.Пикуловым. Он уже 35 лет работает в учреждениях здравоохранения Судака, из них 12 лет – на «скорой», последние 7 возглавлял эту службу.
- С 1 января этого года, - рассказывает Михаил Михайлович, - служба уже не в составе Судакского ТМО, а в
статусе подстанции подчинена республиканским структурам: координационно феодосийскому центру экстренной медпомощи, а напрямую – симферопольскому. Причина такой централизации понятна, в одних «республиканских руках» проще добиться должного финансирования, матобеспечения (главным образом, техникой и медснаряжением). Пока похвастаться особо нечем, но в Симферополе уже начинает действовать программа по капитальному обновлению транспортного парка. Даже закуплена партия спецавтомобилей на базе «Рено». Есть основания надеяться, что наши старенькие «Газели» и УАЗики (две в городе, четыре в сельских опорных пунктах) скоро дождутся пополнения. Да, и с медснаряжением, думаю, будет полегче. Мы вроде бы укомплектованы неплохо, но электрокардиографы, сделанные в Китае, больше пяти лет эксплуатации не выдерживают, да и моделей они разных – комплектующие от одних к другим не подходят. На дефибрилляторы не найдешь батарей.
- На разных уровнях озвучено намерение создавать в регионах центры первичной медико-санитарной помощи. Первичная и экстренная – это синонимы или разные понятия?
- Да, разные. Центр первичной медико-санитарной помощи планируют создать на базе поликлиники, сельских амбулаторий и ФАПов. При нем тоже (приписанный к приемному покою) будет, насколько я осведомлен, пункт «неотложки». Однако задача у него несколько другая – доставлять специалистов на операции. Ведь многие хирурги, рентгенолог, лаборанты работают в т.н. ургентном режиме: когда нужен – срочно вызывают. Пункт также призван освободить нашу подстанцию от «непрофильной» функции – обслуживать на дому онкобольных (доставлять спецпрепараты и делать инъекции).
- С кадрами и их квалификацией проблем не испытываете?
- Штаты укомплектованы на 100%: 4 врача, 4 выездных фельдшера, 4 фельдшера-диспетчера, 8 фельдшеров опорных пунктов, 16 водителей. Все имеют должную квалификацию. Если говорить о проблемах, то их больше всего у наших молодых сотрудников. Многие не имеют не только жилья, но даже прописки, т.е. возможности стать на квартучет, в очередь за участком. К тому же первые пять лет молодежь работает на голом окладе (меньше 1000 грн.). Социальные гарантии и уровень престижности профессии тоже нуждаются в повышении. С нашей работой и так-то не каждый справится. Каково, к примеру, оказывать срочную помощь пострадавшему в ДТП ночью в перевернутой разбитой машине, слушая, как капает бензин на раскаленный металл?
- Что-то поменялось непосредственно в режиме и технологии оказания помощи населению?
- Ведомственным приказом жестче регламентировано время прибытия по месту вызова: в черте города – 10 минут, в сельской местности – 20. Днем, таким образом, нагрузка и ответственность выросли. В вечернее и ночное время выручают наши опорные пункты (в Морском, Грушевке, Солнечной Долине и Дачном). Есть куда развиваться – перевести их, как в Феодосии, на круглосуточное дежурство.
Система вызова меняется, но абсолютно «безобидным» для населения образом. В перспективе в Симферополе начнет функционировать единый центр экстренных служб (тел. 112). Там все вызовы будут принимать, регистрировать, записывать и переадресовывать конкретной службе. Пока центр не начал действовать, но диспетчер «на телефоне» 112 уже сидит. Так что можно звонить нам и по этому номеру, но быстрее пока напрямую – по 103. Впрочем, и по 03 дозвонитесь, и даже, если «избалованы» европейскими стандартами – по 911.
Всегда, когда такой случай представляется, напоминаю: и у тех, кто вызывает «неотложку», тоже есть обязанности. Необходимо четко назвать свои фамилию, имя, отчество, если помощь необходима тому, кто звонит. Если в ней нуждается случайно обнаруженный пострадавший незнакомец, надо надиктовать свой контактный телефон, указать место происшествия или его визуальные ориентиры. Да и в дальнейшем, не покидая место, где находится человек, нуждающийся в помощи, следует в телефонном режиме сотрудничать с врачами подстанции, описывать симптомы, следовать рекомендациям. Жителям новых микрорайонов необходимо побеспокоиться о том, чтобы номера их домов были обозначены, если не на табличках, то хотя бы на ограждениях, стене жилища. Настоятельно рекомендую и жильцам многоквартирных домов вернуть на место таблички с указанием номеров квартир в каждом подъезде. Без помощи жильца, вызвавшего врача экстренной помощи, нам не попасть в подъезд с кодовым замком. К родителям тоже обращаюсь: если, отправляя в школу, снабдили свое чадо мобильным телефоном, или найдите способ проконтролировать, не звонит ли он ради «прикола» к нам с вестью о «коте при смерти», или готовьтесь взять на себя ответственность за ложный вызов.
- Чего вы лично ждете от этой реформы?
- Достижения стабильности. Чтобы мы квалифицированно занимались привычным делом, не отвлекаясь на борьбу с трудностями.
Беседовал В. Садовый. Газета "Судакские вести"